На этой неделе олигарх Роман Абрамович, должно быть, оббегался по торговым центрам в поисках подарков. А все потому, что 8 июня день рождения отметила его возлюбленная Дарья Жукова. А 12 июня, в День России вторую годовщину существования на новой площадке, отмечает главное культурное детище Дарьи Жуковой – музей современного искусства «Гараж». О том, что значит в ее жизни «Гараж», как формируется стратегия развития, кто отвечает за дизайн на новом месте – в парке Горького, в интервью Дарьи Жуковой каналу Россия 24.

 Журналист канала Россия 24»: Даша, поздравления тебе и твоей семье. Потому что, ваше детище впечатляет! В одном из интервью, Рем Колхас (известный голландский архитектор – ред.) сказал, что ты очень требовательна. И ты точно знаешь, чего ты хочешь. Как вам работалось? Были ли спорные моменты? Это – то, что ты хотела? Или это стало уже другим зданием, другим музеем, в ходе вашей работы?

Дарья Жукова: На самом деде, мы с Ремом дружили до того, как начали этот процесс. Потом я решила, что Рем – будет правильным партнером в нашем проекте. Потому что, наша философия в архитектуре – очень совпадает. Несколько лет назад, мы с ним гуляли по парку Горького. Мы обсуждали, какой был бы правильный «мастер-план». Тогда город снова стал обращать внимание на парки, началась реконструкция.

Конечно, когда я видела макет Рема Колхаса первый раз, мне было тяжело представить, как все будет в окончательном виде. И то, что получилось в итоге – это не совсем то, что нарисовано в макете. Но мне безумно нравится это здание. Я думаю, нам надо провести здесь какое-то время, попользоваться всем.

 

Журналист канала Россия 24»: То есть, «Гараж» — это такой живой организм?

Дарья Жукова: Да, живой организм. И наши потребности постоянно меняются. Поэтому, этот зал может стать абсолютно другим через несколько месяцев.

 

Журналист канала Россия 24»: Как в голове возникает идея программы?

Дарья Жукова: У нас есть куратор Кейт Фаул, есть директор Антон Белов. Мы изучаем потребность нашей аудитории, общаемся с молодежью, которая к нам приходит. Мы изучаем потребность нашей аудитории, общаемся с молодежью, которая к нам приходит. Понимаем, что посетители хотят получить от нас.

 

Журналист канала Россия 24»: Потребности и запросы молодых людей меняются?

Дарья Жукова: Наверное, их количество меняется. Когда мы открывались в 2008 году, люди относились более скептически к современному искусству, нежели сейчас. У нас – достаточно продвинутая молодежь, много знающая о современном искусстве. Их голос остался стабильным и главным.

Мы же теперь в парке находимся, и часть нашей аудитории впервые видит современное искусство. И не совсем понимает, о чем наша выставочная программа. Но нам интересны самые разные посетители.

Журналист канала Россия 24»: Как ты находишь людей для своей команды? Как я понимаю, в итоге – вы все единомышленники.  Или бывает, что кто-то не согласен с тобой в принятии решения?

Дарья Жукова: Люди, которые входят в команду, имеют какой-то опыт с искусством.

 

Журналист канала Россия 24»: Еще есть что то, что должно быть в этих людях?

Дарья Жукова: Самое важное в этих людях – это их желание изменить будущее для наших детей. Что касается искусства, то я – не куратор. Я решила, что Кейт была бы правильным куратором для нашей организации. Потому что, я уверена, что она поможет трансформироваться нам из центра современного искусства в настоящую институцию.

 

Журналист канала Россия 24»: Я прочитала на сайте «Гаража», что это первая филантропическая организация. Одно из направлений вашей деятельности – это миссия обучения. Вы несете современное искусство в массы. Как, вообще, возникла эта идея вдруг?

Дарья Жукова: Знаешь, когда музей был еще в Бахметьевском гараже, и мы начинали только свою программу, я поняла, что очень много из того, что мы показываем, нужно объяснять. Образовательная программа органически сформировалась для того, чтобы объяснить то, что мы делаем и почему это важно. И здесь мы даем права голоса тем художникам, чьи работы мы выставляем. Настя Митюшина возглавляет нашу образовательную программу. Я ей никогда не мешаю. Она лучше меня все понимает.

Мне, с одной стороны, в этом везет. С другой стороны, я понимаю, когда надо замолчать.

Журналист канала Россия 24»: Когда ты берешь человека на работу – это резюме или личные ощущения?

Дарья Жукова: Да, по разному. Вот, например, Антон Белов – наш директор, изучал нанотехнологии. Он совсем из другого бэкграунда. Мы с ним долго обсуждали подход к современному искусству. Я поняла, что это правильный человек, который может развить «Гараж» в правильном направлении. У него есть видение, много энергии.

 

Журналист канала Россия 24»: Какие можно еще найти инструменты воздействия, чтобы привлекать как можно больше людей к современному искусству? Чтобы они захотели прийти в «Гараж».

Дарья Жукова: Нам всегда было очень важно, чтобы атмосфера в музее была неформальной. Чтобы люди могли прийти, чувствовать себя расслабленно и наслаждаться тем, что мы показываем. Это, как раз, тот нюанс, которому мы придаем много внимания. За счет чего люди чувствуют себя комфортно в нашем выставочном пространстве.

 

Журналист канала Россия 24»: Какой должен быть современный музей в наши дни? Чтобы нам было здесь комфортно и хотелось приходить сюда?

Дарья Жукова: Я думаю, это должно быть место, в которое хочется вернуться. То есть, ты уже посмотрел все выставки, которые там идут. И тебе просто приятно находится в этой среде…

Журналист канала Россия 24»: Я знаю, что дочка твоя очень маленькая (дочери Романа Абрамовича и Дарьи Жуковой – Лее 4 года – ред.)… А вот сын – взрослее, и он посещает, наверное, с тобой какие-то выставки? (сыну Абрамовича и Жуковой Аарону Александру 8 лет – ред.). С какого возраста ты начала привлекать сына к искусству?

Дарья Жукова: Я думаю, что начинать привлекать можно с любого возраста. Но даже в самом раннем возрасте, изображения (например, фото на стене) влияют на подсознание.